ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
·
Дети шестого года жизни
уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение,
придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь,
сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.
·
Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными,
чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового
пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре
«Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» —
зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового
пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
·
Развивается
изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут
отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным
и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека.
·
Овладевают обобщенным
способом обследования образца. Дети способны выделять основные части
предполагаемой постройки .Конструктивная деятельность может осуществляться на
основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе
совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в
несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. до
целостного образа, дополняя его различными деталями
·
Воспринимают величину
объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10
различных предметов.
|
·
В старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить
задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в
какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Дети
группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают
формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так,
например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т. д.
·
Как показали исследования отечественных
психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать
адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за
пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет
детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
·
Продолжают развиваться устойчивость,
распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию.
·
Продолжает совершенствоваться речь, в
том числе ее звуковая сторона.
·
Дети могут правильно воспроизводить
шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух,
интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и
в повседневной жизни.
·
Совершенствуется грамматический строй
речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и
антонимы.
·
Развивается связная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и
детали.
·
Достижения этого возраста
характеризуются распределением ролей в игровой деятельности;
структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной
деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением
обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
·
Восприятие в этом возрасте
характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления, представления о цикличности
изменений); развиваются обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное
внимание, речь, образ Я.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий